Форма правления — важная механика в EU4, определяющая систему организации высших органов государственной власти и государства в целом. Разные формы правления дают различные бонусы и механики.

Виды форм правления[править | править код]

В целом можно разделить все формы правления на пять групп — Монархия, Республика, Теократия, Племя и Индейцы. Все, кроме последней, делятся на множество подформ.

Неуникальные формы правления[править | править код]

Эти формы правления доступны практически любым странам и культурам и более всего распространены в мире.

Монархии[править | править код]

Феодальная знать — власть монарха поддерживает владеющая землями аристократия, присягая ему на верность.
Бонус: Доход от вассалов +25%.

Автократия — власть сконцентрирована в руках правителя, а государство воспринимается как его собственность.

Бонус: Необоснованные требования: -10%.

Плутократия — власть поддерживают обладатели самых больших доходов.

Бонус: Купцы: +1.

Индийский султанат — форма правления, образовавшаяся в результате смешения традиций правления индусского большинства и правящего мусульманского меньшинства.

Бонус: Веротерпимость к язычникам: +3.00.

Система Наянкара — индийская система правления страной, основанная на наместниках — наякрах, обязанных ухаживать за выданным им городом.

Бонус: Число рекрутов: +15%; Вклад вассалов в лимит войск: +100%.

Конфедерация Мисаль — военное объединение кланов сикхов, защищающих Индию от мусульманских захватчиков.

Бонус: Число рекрутов: +10%; Содержание армии: -10%.

Царство раджпутов — форма, основанная на родственных и дружеских узах кланов Индии.

Бонус: Изменение военных традиций: +0.50.

Великое княжество — форма правления, образовавшаяся в России. Между несколькими родственными княжествами передаётся право быть главным над другими княжествами, что даёт множество привилегий великому князю.

Бонус: Число владений: +2.

Икта — арабская система передачи надела с правом наследования от верховного правителя более мелкому правителю. Арабский аналог феодальной монархии.

Бонус: Доход от налогов: +5%; Доход от вассалов: +33%.

Даймё — крупное феодальное владение в Японии, подчиняющееся сёгуну.

Бонус: Боевой дух армии: +10; Мощь пехоты: +10%.

Независимый даймё — крупное феодальное владение в Японии, не признающее власть сёгуна и правящее самостоятельно.

Бонус: Боевой дух армии: +10; Мощь пехоты: +10%; Число владений: -3.

Княжество — восточноевропейская феодальная форма правления, где все правители княжеств — родственники, чаще всего братья.

Бонус: Национальные беспорядки: -1; Доход от налогов: +5%; Число владений: +2.

Сёгунат — наследная военная диктатура в Японии, передающаяся внутри одного из даймё.

Бонус: Дипломаты: +1; Время в пути: -25%; Максимум абсолютизма: +5.00.

Мандала — индийская форма правления, при которой вокруг одного города географически выстраивается система управления, каждый город с прилегающей к ней Мандалой.

Бонус: Доход от вассалов: +15%; Вклад вассалов в лимит войск: +100%; Число владений: +1.

Республика[править | править код]

Олигархия — правитель выбирается из ограниченного круга лиц и несёт ответственность перед ними же.

Бонус: Доход от налогов: +5%; Максимум абсолютизма: -40.00.

Плутократия — самая важная тема для государства — торговля, а правитель избирается из числа самых влиятельных торговцев страны.

Бонус: Купцы: +1; Максимум абсолютизма: -60.00.

Пиратская республика — форма, при которой пираты могут быть свободны и не преследоваться, а грабёж узаконен.

Бонус: Лимит флота: +50%; Шанс на захват вражеских кораблей: +33%; Годовое изменение республиканских традиций: -1.00; Максимум абсолютизма: -50.00.

Правительство колонии — форма правления, доступная исключительно колониям. Не доступна для игры изначально, но играбельна в более поздних сценариях и временно при освобождении колонии.

Бонус: Восстановление боевого духа армии: +2%; Ежемесячное изменение автономии: -0.05; Число владений: +2; Стоимость внедрения института: -10%.

Дворянская элита — власть передаётся по наследству между дворянскими семьями.

Бонус: Изменение военных традиций: +0.25; Максимум абсолютизма: -20.00.

Вольный город — статус некоторых городов в СРИ, получивших статус и привилегии от самого Императора.

Бонус: Цена повышения развития: -10%; Эффективность торговли: +10%; Максимум абсолютизма: -20.00.

Вечевая республика — республика, в которой вопросы решает вече — собрание всего города.

Бонус: Купцы: +1; Число владений: +1.

Федеративная республика — объединение нескольких субъектов, обладающих крупными правами.

Бонус: Обнаружение иностранных шпионов: +10%; Дипломатическая репутация: +1.00; Максимум абсолютизма: -30.00.

Крестьянская республика — форма правления, при которой крестьяне удерживают всю полноту власти и избирают правителя из своего круга.

Бонус: Эффективность производства: +10%; Боевой дух армии: +5%; Максимум абсолютизма: -50.00.

Теократия[править | править код]

Клерикальное государство — форма, при которой духовенство правит государство, используя религиозные институты как государственные.

Бонус: Доход от налогов: +5%.

Монашеский орден — форма, при которой страной правит монашеский орден, заменяя все государственные институты религиозными.

Бонус: Содержание крепости: -20%.

Индейцы[править | править код]

Племенной совет — форма правления, при которой вождь собирает совет старейшин и решает с ним важнейшие вопросы.

Бонус: Стоимость стабильности: -33%; Содержание армии: -25%; Распространение институтов: -2.5%; Дипломатические отношения: -1.

Племя[править | править код]

Кочевая орда — форма правления, присущая племенам Средней Азии. Чаще всего, орды обладают огромными территориями, но они в большинстве случаев не обжиты и имеют малое развитие.

Бонус: Число рекрутов: +20%; Лимит армии: +20%; Время сепаратизма: -5; Размер награбленного: +50%; Распространение институтов: -15%; Скорость передвижения: +20%; Стоимость подкреплений: -50%; Соотношение кавалерии: +25%; Уникальный постоянный Casus Belli против всех соседей; Войска лучше сражаются на равнине.

Племенная федерация — система власти, при которой основные вопросы федерации решаются в основном племени, а остальные племена имеют широкую автономию.

Бонус: Время сепаратизма: -5.

Племенная деспотия — форма, при которой племенем единолично и собственноручно управляет единственный вождь.

Бонус: Стоимость национализации: -10%.

Племенная монархия — форма, при которой одно племя завоевало обширные территории и образовало собственное королевство.

Бонус: Доход от вассалов: +20%.

Сибирский племенной совет — сибирская форма племенного совета, присущая только сибирским племенам.

Бонус: Стоимость стабильности: -33%; Распространение институтов: -20%.

Уникальные формы правления[править | править код]

Данные формы правления доступны лишь определённым странам и культурам, посему мало распространены по миру.

Монархия[править | править код]

Царство — форма правления, сформировавшаяся под действием Православной церкви и Византии, где правитель считается отцом всех восточнославянских народов. Доступна странам с Русской культурой.

Число рекрутов: +20%; Ежемесячное изменение автономии: -0.05; Число владений: +5.

Выборная монархия — форма правления, зародившаяся в Польше после пресечения династии Пястов. Правитель избирается на Сейме и правит пожизненно.

Бонус: Национальные беспорядки: -1.00; Доход от вассалов: +25%; Максимум абсолютизма: -30.00.

Османский султанат — форма, появившаяся в тогда ещё Османском султанате, а позже развивалась в Османской империи. Во многом схож с королевским двором Европы. Правитель обладает гаремом. Доступна исключительно Османам.

Бонус: Годовое изменение легитимности: +0.50; Необоснованные требования: -10%; Число владений: +3; Максимум абсолютизма: +3; У правителя всегда будет наследник.

Прусская монархия — форма правления, основанная на армии. Доступна исключительно Пруссии.

Бонус: Национальные беспорядки: -2.00; Ежемесячный рост военной усталости: -0.02; Ежемесячное изменение автономии: -0.075; Максимум абсолютизма: +10.00; Военные навыки правителя: +3.

Мамлюкский султанат — султанат, образовавшийся после завоевания Египта рабами-солдатами. У страны отсутствуют наследники и консорты. Доступны чужеземные рабы-правители. Доступен только Мамлюкам.

Бонус: Ежемесячное изменение автономии: -0.025; Максимум признанных культур: +3; Число владений: +1; Стоимость советников с культурой правителя: -25%; Стоимость принятия культуры: -50%.

Английская монархия — форма правления, сформировавшаяся в Англии благодаря Великой хартии Вольностей, укрепившей влияние парламента на Короля. В стране всегда присутствует парламент и отсутствует сословие дворян. Доступна только Англии.

Бонус: Национальные беспорядки: -1.00; Годовое изменение легитимности: +0.50; Число владений: +1; Максимум абсолютизма: -30.00.

Феодальная теократия — персидская форма правления, где правит религиозный лидер, статус передаётся по наследству, а правящая династия — священна. Доступна исключительно Персии.

Бонус: Миссионеры: +1; Эффективность миссионеров: +1%; Веротерпимость к истинной вере: +1.00; Число владений: +1.

Поднебесная империя — форма, при которой правители провозглашаются сынами Неба и имеют безграничный авторитет. Доступна только владельцу Небесного Мандата.

Бонус: Годовое изменение престижа: +0.50.

Республика[править | править код]

Венецианская республика — республика со сложнейшей многофакторной системой выборов с участием 41 выборщика. Доступна только Венеции.

Бонус: Купцы: +1; Годовое изменение коррупции: -0.10; Максимум абсолютизма: -50.00.

Амброзианская республика — Миланская система управления городом в 1447-1449 годах. Доступно только Милану.

Бонус: Доход от налогов: +10%; Боевой дух армии: +5%; Число владений: +1; Максимум абсолютизма: -30.00

Американская республика — конфедерация 13 штатов Америки, имеющих собственное правительство и управляющихся единым для всех президентом.

Бонус: Стоимость стабильности: -10%; Ежемесячный рост военной усталость: -0.04; Максимум абсолютизма: -30.00.

Голландская республика — конфедерация семи провинций Нижних Земель, во многом схожая с Американской республикой. Управляется Генеральными Штатами.

Бонус: Эффективность торговли: +10%; Стоимость линейных кораблей: +10%; Число владений:+1; Максимум абсолютизма: -30.00.

Сечевая рада — государство свободных Запорожских казаков, подчиняющихся свободно избиираемому военному командиру — гетману.

Бонус: Стоимость кавалерии: -20%; Мощь кавалерии: +20%; Число владений: +1; Соотношение кавалерии: +20%; Максимум абсолютизма: -40.00.